Праздничный День Сибири был установлен 8 ноября (26 октября по старому стилю) 1881 года императором Александром III в честь 300-летия вхождения Сибири в состав Российской империи, приуроченному ко дню вступления дружины казаков под предводительством атамана Ермака Тимофеевича в Искер — столицу Сибирского ханства.
Ермак к тому времени уже занял свое место в пантеоне национальных героев российской державы. Его запечатлел в мраморе брат знаменитого живописца, академик архитектуры Александр Брюллов для монумента, установленного в городе Тобольске. Бронзовая фигура казачьего атамана, покорившего Сибирь, присутствовала на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. С 1870 года, когда отмечалось 300-летия Войска Донского, начался сбор средств на памятник, который вольные воины хотели установить в столице донского казачества. Через 11 лет удалось собрать 26000 рублей — этих денег не хватало для реализации замысла. Для того, чтобы собрать необходимую сумму (132000 рублей) понадобилось 27 лет. Только в 1903 году на Соборной площади Новочеркасска появилась четырехметровая бронзовая скульптура Ермака на гранитной глыбе.
В 1881 году, когда приступили к поиску в календаре наиболее подходящей для юбилея даты, важность исторической роли похода Ермака, расширившего границы Русского государства, была очевидна. Но сибирские власти на местах сознавали, что у этого вопроса имеется и политический смысл, а потому его решение заняло довольно длительное время.
Западно-Сибирский генерал-губернатор Григорий Мещеринов решил отправить запрос в Археологическое общество и Археографическую комиссию Министерства народного просвещения, Императорское Русское географическое общество, Главный архив Министерства иностранных дел и архив Синода. Мнения историков и архивистов на этот предмет разошлись и внятного ответа Мещеринов не получил. Тогда он отправил письмо в Санкт-Петербург, в Министерство внутренних дел. В своем послании генерал-губернатор отметил, что сокрушительное поражение, которое нанесла хану Кучуму в столице Сибирского ханства Искере (другие названия — Сибер, Кашлык) дружина Ермака в 1582 году, «хотя и составляет, само по себе, довольно важное событие, но нельзя не принять, однако, во внимание того обстоятельства, что Ермак ещё действовал не по поручению Правительства, от которого он не имел никаких полномочий, а по собственному лишь почину, при материальном пособии со стороны Строгановых*. Поэтому и в виду неудобств вообще совершить это празднование, в настоящем году, было бы правильнее приурочить его ко времени принятия Сибири в подданство...**»
*купцы, промышленники и владельцы зауральских земель Максим и Никита Строгановы пригласили вольного атамана Ермака Тимофеевича с его ватагой, занимавшейся разбоем, на службу для охраны своих владений, а позже снарядили казачью дружину в поход на хана Кучума, который правил в Искере.
**присоединение Западной Сибири к Московскому царству происходило в 1581–1585 годах. Сибирское ханство вошло в состав России в 1598 году после окончательной победы отряда русского воеводы Андрея Воейкова в сражении с войском сибирского хана Кучума.
И всё же именно это календарное число было выбрано для Сибирского дня или, как его иначе называли, Дня благодарения Сибири. Возникновение такого торжества назрело уже давно. Удаленность малонаселенного в конце XIX века края от центральной части страны, отсутствие удобных путей сообщения, суровые климатические условия и недостаточные для развития региона средства, поступающие из государственной казны, — все это складывалось в неприглядную картину запустения и упадка обширной части северной Азии, а также нищей жизни, которую вела бóльшая половина здешних обитателей.
Власти не предпринимали значительных усилий для изменения тяжелого экономического положения жителей-переселенцев и ссыльно-каторжных. У людей не было своей земли, имущества, работы, которая могла прокормить, что вынуждало их бродяжничать, приводя к одичанию, болезням и гибели. Разумеется, были и зажиточные крестьяне, сумевшие своим трудом устроить вполне благополучное существование. Они имели не только своё хозяйство, но и особый «сибирский характер», крутой и свободолюбивый нрав, сформированный экстремальным климатом и географическим положением («Дальше Сибири не сошлют»). Такой сметливый, «разгульный и бойкий» народ привык ни на кого не рассчитывать и никого не бояться. Эти сибиряки ощущали отчужденность и растущую год от года пропасть между европейской частью России и землями за хребтом Урала, куда не добирались имперские реформы и финансы.
Действительно, в правительственных кругах устоялось отношение к Сибири как к подобию колонизированной Англией Ост-Индии. Высокое столичное начальство старалось не смотреть в ту сторону, откуда раздается кандальный звон и дует леденящий ветер. При этом не забывая пользоваться ресурсами этого края и получая оттуда золото, серебро, железо, пушнину, кожу, стеарин и прочее-прочее. По выражению государственного деятеля и мемуариста пушкинской поры Филиппа Вигеля, Россия смотрела на Сибирь, «как богатая барыня на дальнее поместье». При этом российская окраина не сильно огорчалась отсутствию тесных контактов с метрополией, привыкнув самостоятельно справляться со своими проблемами. В этих местах даже слово «барин» было не в ходу. У живущих здесь не имелось привычки ломать шапку перед приезжим чиновником. Другие люди. Меньше угодливости, больше достоинства. Малограмотные, но сообразительные. Сами по себе.
Такое автономное бытие создало почву для возникновения среди образованной части сибирской молодежи теорий с сепаратистским уклоном о «сибиро-русской народности», об отдельной нации, которая вполне может обойтись без имперской опеки. Разумеется, общества и студенческие кружки, в которых они родились, были незамедлительно взяты под контроль Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Идеи областничества активно развивали, например, Николай Ядринцев и Григорий Потанин, успев даже побывать на каторге за их распространение среди местного населения. Страх надзорного ведомства был чрезмерен. Реальной угрозы раскола эти течения общественной мысли не представляли, но они заставили властителей очнуться от бездумной летаргии и понять, что Сибири нужны преобразования, равные с остальной Россией права, интеграция.
Тот же Потанин через несколько лет после сибирского юбилея напишет: «Приведение Сибири в одно целое с Европейскою Россиею установлением единства в системе управления обеими этими русскими территориями — это первое, что необходимо для того, чтобы сделать Сибирь не только окончательно русскою страною, но и органическою частью государственного нашего организма».
Недавно взошедший на престол после убийства народовольцами его отца император Александр III имел верное представление об истинном положении дел и сознавал, что требуются срочные меры для развития «этого богатого, но запущенного края». В День благодарения Сибири царь-Миротворец обратился к народу этой земли с посланием:
«Надеюсь, что со временем, с Божьей милостью и помощью, обширный и богатый Сибирский край, составляющий уже три столетия нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно же с нею воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу дорогого нашего Отечества».
Новый праздник был поддержан не только в Сибири, но и в двух российских столицах. В сибирских городах в этот день служили молебны, проводили крестные ходы. Промышленники и купцы организовывали светские приемы, давали балы на широкую ногу. Торжественные обеды прошли в Москве и Санкт-Петербурге. 26 октября 1881 года в прославленной петербургской гостинице «Демутов трактир» (другие названия — «Демут», «Дом майорши Тиран»), где сейчас располагается «Театр эстрады имени Аркадия Райкина», на «300-летний юбилей завоевания Сибири» собралось более 200 именитых гостей, среди которых были «сибиряки, сибирячки и лица, посвятившие свои труды краю». Весь вечер здесь зачитывали приветственные телеграммы с пожеланиями (одну из них прислал автор Периодической таблицы химических элементов Дмитрий Менделеев), произносили речи, поднимали тосты. Это пышное событие уцелело в воспоминаниях: «На судне, убранном растениями, левая сторона которых из елей и сосен, покрытых снегом, спускался электрический фонарь на спущенной занавеси с надписью „26 октября 1581-1881 года“. Под звуки марша в половине шестого присутствовавшие заняли места, и обед начался не менее символично с пельменей, которые подавались по-сибирски „в супе“. Кроме них на столе красовались рябчики с салатом из северных ягод и мороженое с облепихой...»
На праздненстве хватало ненужных славословий и несбыточных проектов, но юбилей всё же дал эффект. Власти и общество России обернулись на восток. В периодической печати появились регулярные публикации о сибирских проблемах. Определились задачи, которые предстояло решать, касающиеся условий содержания и правовой защиты ссыльных, доступности переселения, устройства судопроизводства и земских учреждений, помощи крестьянству, промышленности и торговле, геологических, географических этнографических и других научных изысканий, вопросов народного образования. Был создан «Сибирский комитет для рассмотрения заявлений сибиряков и ходатайства перед правительством о нуждах Сибири и её обывателей».
Десятилетие после учреждения императором Дня Сибири стало поворотным для этого края. Здесь открывались приюты, больницы, школы и университеты, началось строительство Великого Сибирского пути, Транссибирской магистрали, которая станет самой длинной железной дорогой в мире.
Праздник прижился и ежегодно отмечался в разных уголках России вплоть до 1918 года, когда был отменен советскими властями. Одной из причин его отмены стало слишком тесное соседство с Днём Великой Октябрьской социалистической революции.
В XXI веке он вернулся, хотя и не стал красным днём календаря. В День Сибири проводятся различные праздничные мероприятия. К нему приурочены тематические выставки, кинопоказы, театральные премьеры. Главный недостаток любого праздника — он быстро заканчивается. Сворачиваются красочные баннеры, сдуваются воздушные шарики, гаснут фейерверки. Гораздо ценнее будничные дела, направленные на дальнейшее развитие Сибири, и забота о тех, кто её населяет. Чтобы было, как в русской пословице «страшна Сибирь слухом, а люди лучше нашего живут».