Интересно провести историческую параллель между развитием нефтегазовой промышленности в послевоенное время и сейчас — два санкционных периода сквозь призму трансформации производства, как отражение загадочной русской души, стремящейся к развитию именно под давлением.
США начали применять экономические санкции к СССР еще в 1948 году. Эти ограничения, касающиеся экспорта стратегических материалов, оборудования и вооружения, были закреплены в законе Export Control Act. В 1983 году Рейган принял директиву об использовании экономического давления на СССР. Его администрация пыталась помещать и строительству газопровода Уренгой-Помары-Ужгород.
США сворачивали торговлю с СССР, навязывая свои условия. Но вместо трубоукладчиков «Катерпиллер», на продажу которых наложила вето администрация Рейгана, советские машиностроители создали мощный трактор-трубоукладчик, выпускаемый в Стерлитамаке. А выксунские металлурги наладили выпуск многослойных труб.
Страна, обладавшая мощным научным и производственным потенциалом, не только выстояла, но и сумела наладить производство необходимого для нефтегазовой отрасли оборудования.
Одну из санкций пришлось преодолевать хитростью. В тот период основным инициатором запретов был Координационный комитет по экспортному контролю (СОСОМ), запрещавший продажу СССР высокотехнологичного оборудования. Речь шла о закупке у японской компании «Tocibai Machine» при посредничестве японской фирмы «Wako Koeki» девятикоординатных металлообрабатывающих центров. Станки были доставлены в СССР и смонтированы на Балтийском заводе.
Нельзя не вспомнить и заключение исторического соглашения — сделку века под названием «Газ-трубы». В 1970 году ФРГ должны были поставить в СССР трубы большого диаметра и другое оборудование для строительства газопровода из Западной Сибири в Западную Европу. Планировалось, что оплата труб осуществлялась бы поставками газа. Трубы большого диаметра производились в тот период только в Японии и Германии. И здесь вмешался СОСОМ. На правительство Германии оказали давление компании «Рургаз», «Тиссен», «Маннесман». 1 февраля 1970 года в Эссене было подписано соглашение о поставках природного газа в Германию в течение 20 лет не менее 52,5 миллиардов м3 газа начиная с 1973 года, а фирмы «Маннесман» и «Тиссен» поставляли в СССР 1,2 миллиона тонн труб большого диаметра (1420 миллиметров) для газопроводов. Но введенные санкции способствовали тому, что в нашей стране наладили выпуск собственных труб большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов.
Американцы, как и более полувека тому назад, всячески препятствовали строительству газопроводов «Северный поток». Но и в этот раз мы решили вопрос с трубоукладочным судном «Фортуна», достроив «Северный поток-2».
Ежегодно в России строится около 200 новых предприятий по выпуску необходимой продукции. В 2023 году было создано 290 таких предприятий с инвестициями от 150 миллионов рублей. Среди них крупнейший горно-металлургический комплекс «Удокан», огромный завод «Алмаз-Антей» в Подмосковье, завод по производству ионно-литиевых батарей, гелиевый завод в Иркутской области, высокотехнологичное производство — завод по производству материнских плат и персональных компьютеров в Татарстане, а в Оренбурге — по производству профессиональных дисплеев, в Саратовской области запущено производство электронных модулей для материнских плат, в Набережных Челнах налажено производство криогенных топливных систем, в Санкт-Петербурге появился цех по производству турбинных лопаток. Турбинные лопатки могут выпускать всего шесть стран в мире. В Екатеринбурге открыт новый цех по производству импортозамещающих буровых установок.
В России начато серийное производство газовых турбин большой мощности, завершилось испытание двигателей для вертолетов и магистральных самолетов. Все это ранее закупалось за рубежом. На Брянском автозаводе показан совершенно новый грузовик, а автозавод «Урал» уже готов к выпуску нового автобуса.
Увеличилось производство оборудования для нефтегазового сектора, которое зачастую превосходит западные аналоги. Доля импортного оборудования в нефтегазовом секторе с 2014 года уменьшилась с 60% до 40%. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что промышленными предприятиями страны созданы порядка 140 видов импортозамещающей продукции. К 2025 году доля отечественного оборудования в ТЭК должна составлять 80%. Но если в сегменте нефтегазодобычи импортозамещение развивается успешно, то в переработке и нефтехимии еще высока зависимость от импортного оборудования.
В процессе импортозамещения свое веское слово должны сказать научные учреждения, НИИ и конструкторские бюро.
Среди предприятий, освоивших выпуск необходимого оборудования, нужно назвать Свердловское предприятие «Уралхиммаш», выпускающее критически важное оборудование, которое ранее приходилось везти из Европы.
В числе крупнейших предприятий также газохимический комплекс в Усть-Луге по переработке углеводородов, Амурский завод ГПЗ по производству гелия, «Арктик СПГ 2», Судостроительный комплекс «Звезда».
Огромную роль в импортозамещении призван сыграть научный и производственный потенциал Санкт-Петербурга. Алексей Фадеев, доктор экономических наук, профессор СПбГУ Петра Великого, член Экспертного совета РГО, руководитель группы «Арктика и освоение морских месторождений» во время встречи с заместителем председателя Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Ильей Огородниковым, отметил, что в городе на Неве более 300 предприятий, имеющих компетенции, которые можно применять в Арктике, более 100 научных организаций, (65 из них представляют подразделения Российской Академии наук) и 10 государственных научных центров.
В Северной столице России работают такие крупные предприятия, как «Балтийский завод», «Адмиралтейские верфи», ПАО СЗ «Северная верфь» и ПАО «Алмаз», строящие атомные, дизель-электрические ледоколы, суда ледового класса, АО «Силовые машины», автозавод, АО ЦКБМ, занятое в сфере насосного и дистанционно управляемого оборудования, АО НЗЛ, Колпинский трубный завод, НПФ Завод «Измерон», производящий оборудование для добычи нефти, ООО «Гермес», выпускающий электродвигатели, генераторы и трансформаторы, ПАО «Пролетарский завод», разрабатывающий и производящий насосное оборудование, газо- и турбогенераторы, газотурбинные электростанции, ПАО «Кировский завод», который кроме тракторов выпускает оборудование для тепло и гидроэнергетики.
В России немало предприятий, способных внести свой вклад в импортозамещение. Это и «Росатом», и «Казанькомпрессормаш», и производитель теплообменников «Северные технологии». Но сейчас одна из главных проблем даже не качество и стоимость оборудования, а сроки его производства, гарантии поставок на заводы СПГ, обеспечивающие их своевременный ввод в строй. Есть надежда, что результативным будет реализация проекта «Прорыв на рынке СПГ». Из бюджета на разработку собственного оборудования был выделен 1 миллиард рублей.
Ситуация осложняется тем, что Европейская комиссия ведет работу над 14-м пакетом санкций против России, который направлен на борьбу с обходом уже существующих ограничений. И если ранее можно было закупить необходимое оборудование за счет параллельного импорта, то теперь придется рассчитывать только на свои силы.
С 2014 года для нефтегазовой отрасли разработано более 140 видов продукции, включая технику для бурения и добычи углеводородов, теплообменное оборудование.
Правительство, нефтегазовые компании и якорные предприятия, заинтересованные в разработке и производстве техники, должны объединить усилия по семи направлениям выпуска необходимого оборудования для геологоразведки, бурения и добычи на суше и на шельфе, транспортировки углеводородов, нефтехимии, производства СПГ, переработки нефти и газа. Эту задачу поставил Александр Новак по итогам Координационного совета. Всего определено 220 наиболее критичных технологий в ТЭК. Будет определена площадка для испытания и сертификации оборудования. Подведение итогов этой работы состоится в первом полугодии 2024 года.
Среди наиболее актуальных программ импортозамещения — оборудование для шельфовых и СПГ-проектов.
Лет десять тому назад в России посмеивались и критиковали добычу нефти и газа с помощью гидроразрыва пластов, а сейчас, спохватившись, выделили направление разработки технологий гидроразрыва пластов в приоритетное.
В 1985 году было завершено строительство газопровода Уренгой-Помары-Ужгород длиной 4451 километр с диаметром трубы 1420 мм и пропускной способностью 28 миллиардов м3 газа в год. Есть красноречивый снимок с надписью на трубе: «Вашим санкциям „труба“, господин Рейган».
Тогда наша страна совершила и трудовой, и интеллектуальный подвиг. Скорость прокладки в семь раз превысила ту, с которой американцы прокладывали газопровод на Аляске, и в 11 раз — из Алжира в Италию. А санкции стали стимулом для развития нашей промышленности. Даже в условиях запретов, рестрикций и проведения специальной военной операции российская экономика сумела добиться роста в 3,6%. Это хороший знак того, что, как и в прежние годы, наша страна сумеет написать на борту танкера-газовоза, или на основании гравитационного тома завода СПГ проекта «Арктик СПГ 2», или на другом промышленном объекте: «Вашим санкциям „труба“, господин Байден».