Председатель Комитета по коммерческой работе со странами СНГ Китайско-Европейской ассоциации технико-экономического сотрудничества
— Как меняется в последние годы взаимодействие российских и китайских партнеров?
— Прежде всего, хотел бы выразить признательность вам за внимание к вопросам российско-китайского сотрудничества. В начале 2022 года во время проведения Олимпийских игр в Пекине президент России Владимир Путин подписал 15 документов о сотрудничестве с китайским правительством. 5 декабря прошлого года премьер Госсовета КНР Ли Кэцян и российский премьер Михаил Мишустин стали сопредседателями регулярной встречи глав Правительств России и Китая, которые проводятся уже 27 лет. В течении прошлого года две страны продолжали создавать новые точки для активизации сотрудничества, опираясь на усиление торговли энергоносителями и сельскохозяйственной продукцией.
Также мы видим укрепление сотрудничества в областях создания платформ электронной коммерции, развития транспорта и логистики. Поддержка механизмов трансграничных платежей между банками отмечена качественными улучшениями. Мы видим плодотворное сотрудничество в таких высокотехнологичных областях, как исследования дальнего космоса, пилотируемые полеты и спутниковая навигация. И поэтому я считаю, что ключевым словосочетанием для российско-китайских отношений в наступившем году должно стать «всеобъемлющее стратегическое сотрудничество».
— В чем для китайских партнеров сейчас основная сложность работы с российским бизнесом? Какой портрет российского бизнеса рисуется в глазах наших китайских коллег сегодня?
— По очевидным причинам, второе полугодие прошлого года прошло под знаком усиленного внимания китайских компаний к российскому рынку — мы стали получать много запросов от бизнесменов из России, прежде работавших с европейскими компаниями. Однако некоторые малые и средние предприятия Китая всё еще неспособны на открытие российского рынка. В отличии от крупных энергетических компаний, именно эти малые компании не могут эффективно распространять информацию и собирать рыночные сведения о российском рынке, для примера, связанные с капиталом и финансовыми операциями. Компаниям из обеих стран необходимо ознакомиться с местными законами. И, конечно, политиками льгот, что может способствовать обоюдному выходу предприятий на рынки обеих стран. Следующим шагом является понимание культуры и обычаев другой страны, чтобы предприниматели могли адаптироваться к различиям в мышлении.
— А в чем особое различие мышлений?
— Несмотря на информационную открытость, до сих пор многие предприниматели из других стран черпают информацию о России из СМИ и книг. Исторически представление о России сложилось в том ключе, что там очень холодно, а люди много пьют. То есть информация у них совсем не свежая. Российские компании также имеют не очень полное представление о китайских предприятиях. Во второй половине года мы наблюдали повышенный спрос на машины для сельского хозяйства, на товары широкого потребления. Как и в любой стране, качество товаров зачастую коррелирует с его стоимостью. К сожалению, российские бизнесмены на данный момент делают ставку на дешевую продукцию, а низкая цена не всегда соотносится с высоким качеством. И вот, плохая репутация тоже влияет на экономические отношения между нашими странами.
— Российский бизнес находится под санкциями, как и работа с ним. Как смотрит бизнес-среда Китая на это ограничение?
— В настоящее время санкции, введенные против России Соединенными Штатами и другими западными странами, действительно создают определенные трудности для российско-китайского делового сотрудничества. Но, по сути, вопрос защиты средств к существованию важен для всех стран мира. И правильно, что основные средства к существованию народов России также должны быть защищены. И поэтому правительства и предприятия обеих стран больше думают о том, как противостоять трудностям и решать проблемы. Россия и Китай активно координируют свои действия по решению трудностей в торговых расчетах и логистике, появившихся после введения санкций. В прошлом году объем расчетных операций Сбербанка в юанях более чем в 60 раз превысил показатели 2021 года. К слову, Сбербанк планирует открыть филиал в Китае в ближайшие 2 года. Что касается логистики, то автомобильный мост между городами Благовещенск и Хэйхэ уже начал работать в круглосуточном режиме. Решив проблемы с логистикой и расчетами, продвигать наше взаимодействие будет гораздо легче.
— Какие государственные меры поддержки международной активности китайского бизнеса существуют в Китае?
— Самая важная задача, которая уже решается, заключается в том, чтобы правительство организовало группы компаний для выезда за границу. В течение трех лет многие китайские компании, пострадавшие от пандемии, не имели возможности реализовать свои намерения об инспекционных визитах в Россию для проведения переговоров «на месте». В последнее время наш комитет был особенно занят: многие компании обращались к нам с вопросами о выставках 2023 года, за советом и оказанием содействия в процессе выхода на российский рынок. Мы активно связываемся с российскими организациями различных отраслей, чтобы организовывать мероприятия, которые оказывают реальную помощь бизнесу. И конечно, в первую очередь, нас интересуют мероприятия, которые будут проходить в регионах Сибири и Дальнего Востока.
— Какие, на ваш взгляд, государственные программы на уровне взаимодействия двух стран в будущем, мы говорим про будущее, должны дать импульс для дальнейшего развития? Понятно, что сейчас Китай для России на первом месте, это очевидная история, в силу разных геополитических причин. Про это у нас все говорят, и мы все это понимаем. Что необходимо сделать, чтобы развивать ключевые отрасли экономики совместно?
— Если объективно оценивать будущее развитие китайско-российских торгово-экономических отношений, следует отметить, что энергоносители будут продолжать играть основную роль в двустороннем торговом сотрудничестве. Например, реализация совместных арктических нефтяных проектов и проектов «Ямал СПГ», совместное строительство Амурского газохимического комбината. Все это крупные проекты, которые могут способствовать дальнейшему развитию экономики обеих стран. Кроме того, правительства двух стран планируют продвигать и развивать другие сферы сотрудничества, в которых имеются взаимодополняющие преимущества. Планируется развитие транспортной, пограничной и трансграничной инфраструктуры с обеих сторон, включая пограничные переходы — мосты, дороги, морские порты. Важно успешно выполнять задачу, связанную с реализацией комплексного совместного плана развития, в рамках которого осуществляется проект создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия. Реализация этих проектов, несомненно, приведет к быстрому развитию и других отраслей.
— Что необходимо сделать, чтобы более планомерно, более плодотворно запустить более масштабные совместные проекты по развитию технологий? Именно на уровне государственной поддержки...
— В 2019 году наступила новая эра российско-китайского научно-технического сотрудничества. Будь то совместный проект дальнемагистрального самолета CR929 или проект атомной электростанции, роль государственного руководства очевидна. Но предприятия — это опора совместных проектов, и по-прежнему важно следовать законам рынка и учитывать конкретные потребности. Университеты играют ключевую роль в научно-техническом сотрудничестве, неся бремя подготовки научно-технических специалистов и талантов, с одной стороны, и являясь основной силой научно-технических обменов, с другой. К примеру, есть успешный совместный проект по созданию совместного университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне. Правительства также поддерживают строительство совместных лабораторий и исследовательских центров.
— Мы всегда любим говорить про взаимодействие общественных и деловых организаций. У нас в России это очень развито, в том числе и в сотрудничестве с другими странами. Какова роль общественных и деловых организаций во взаимоотношениях России и Китая?
— Китайско-российское сотрудничество не только способствует экономическому развитию, но и, что важнее, обеспечивает основные средства к существованию, поддерживает уровень жизни народов двух стран. Общественные организации отвечают за содействие в налаживании контактов и укрепление взаимного доверия, что является, скажем так, глазурью на торте. Например, наш Комитет по коммерческой работе со странами СНГ Китайско-европейской ассоциации технико-экономического сотрудничества ставит своей целью предоставление двусторонних услуг, как для правительственных органов, так и для производственно-коммерческих организаций. Мы всегда готовы вносить необходимый вклад в развитие двусторонней торговли, включая как импортные, так и экспортные операции, и оказывать содействие экономическому развитию обеих стран.
В целях обмена информацией мы создали новую русскоязычную платформу «Электронной коммерции», работающую по схемам b2b и b2c, напрямую и без посредников связывающую продавцов с покупателями, что гарантирует максимизацию полученной выгоды всем сторонам. На нашей платформе российские предприятия могут получать различную информацию на родном языке. Данная возможность в особенности актуальна для тех, у кого пока еще нет партнеров в Китае. Мы предоставляем различного рода гарантии для обеспечения двусторонней торговли и инвестиций в целях укрепления взаимного доверия, в том числе гарантии качества товаров и проверку финансовых возможностей. Наш план работы на 2023 год состоит не только в организации делегаций на выставки, но и в организации Форума сотрудничества китайско-российских городов в сентябре на международной выставке торговыми услугами в Пекине. Это огромная выставка, которая создает новые возможности для прямого общения между городами двух стран. Пользуясь случаем, приглашаем вас принять участие в этом форуме.