С 2019-го по 2022 г. крупнейшим поставщиком нефти в Китай была Саудовская Аравия, отгружая ежегодно от 83 до 87 млн тонн нефти. Россия занимала прочное второе место, отставая от саудитов менее чем на 10%.
В прошлом году ситуация поменялась — Саудовская Аравия сохранила объем экспорта на уровне предыдущих среднегодовых показателей, поставив 86 млн тонн, но Россия нарастила экспорт на 24,4% относительно уровня 2022 г. до 107 млн тонн.
«Китайские нефтеперерабатывающие заводы охотно раскупают российскую нефть по сниженным ценам, несмотря на то, что она продается на уровнях выше установленного Западом ценового потолка в 60 долларов за баррель», — считает агентство Bloomberg.
Стоимостной объем экспорта российской нефти в Китай составил $60,6 млрд, пишет агентство. Несложные расчеты показывают, что один баррель российской нефти в среднем продавался по $77.
По оценкам Всемирного банка, в 2023 г. средняя цена нефти Brent равнялась $82,6 за баррель. Российский Минфин ранее сообщал, что среднегодовая цена самого массового российского сорта Urals в 2023 г. сложилась на уровне $62,99 за баррель.
Как пояснил «Эксперту» аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко, Китай много закупает редких арктических сортов нефти, таких как Arco, «Новый порт» и «Варандей», которые стоят дороже, чем высокосернистая марка Urals.
Старший аналитик УК «Первая» Анна Бутенко отметила, что дисконт российской нефти относительно приобретаемой у других поставщиков составлял к концу прошлого года около $5 за баррель, заметно снизившись с 2022 г.
Возможно, что столь низкий спред российской нефти связан с тем, что значительный объем «черного золота» поставляется в КНР по долгосрочным контрактам, заключенным до начала СВО, когда дисконт Urals к Brent не превышал $2–4 за баррель.
Крупнейшим отечественным поставщиком нефти в Китай считается «Роснефть». Как ранее сообщал ТАСС, с 2005 по 2022 гг. совокупные поставки крупнейшей российской нефтяной компании в Китай достигли 442 млн тонн. В начале феврале 2022 г. «Роснефть» и CNPC подписали контракт на экспорт 100 млн тонн нефти в Китай через Казахстан в течение 10 лет.
«В отличие от второго крупнейшего покупателя российской нефти — Индии, с Китаем на текущий момент не замечено проблем с проведением платежей. Индия предпочитает рассчитываться в валютах, отличных от доллара и юаня (например, дирхамах ОАЭ), что существенно увеличивает риски. В конце прошлого года несколько танкеров с нефтью марки Sokol так и не добрались до индийских портов из-за того, что „Роснефти“ было отказано в открытии счетов для расчета», — считает Николай Дудченко.
Он так же отметил, что в отличие от Китая, Индия постоянно пытается «продавить» Россию по цене, например, пытаясь получить на малосернистый сорт Sokol такую же скидку как и на Urals.
Не исключено, что в таких условиях российские компании будут пытаться увеличить экспорт в Китай в 2024 г. В прошлом году через две ветки нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» КНР получила 30 млн тонн нефти. 42,5 млн т было отгружено в порт Козьмино, откуда нефть по морю была направлена в азиатские страны, ее основным получателем выступает все тот же Китай. Эти мощности работают практически на пределе возможностей.
В середине года некоторые нефтяные компании в своих обзорах отмечали проблемы с перевозкой нефтяных грузов в восточном направлении. Как говорит Николай Дудченко, «по информации от перевозчиков, проблем с пропускной способностью на железной дороге в настоящее время нет». Однако перевозить железнодорожным транспортом имеет смысл только нефтепродукты, в том числе мазут, крупнейшим поставщиком которого в Китай в прошлом году также стала Россия с показателем 9,6 млн тонн.
На китайские поставки переориентированы балтийские порты, которые ранее специализировались на европейском направлении, их кратчайший маршрут проходит через Суэцкий канал.
«Несмотря на заверения йеменских хуситов о том, что российские танкеры не являются для них целью, мы видим, что ошибки случаются. Так, 23 декабря хуситы нанесли удар по танкеру Sai Baba, который следовал из порта Усть-Луги в Индию, а 12 января был атакован танкер под флагом Панамы, который перевозил российскую нефть. Кроме того, мы видим и ужесточение санкций со стороны США, которые начали бороться с российским теневым флотом. На конец прошлого года в санкционном списке США оказалось около 11 российских танкеров. Таким образом, возможности России по увеличению морских поставок углеводородов, на наш взгляд, находятся под вопросом», — говорит Николай Дудченко.
Аналитики в своих обзорах регулярно упоминают, что акции «Роснефти» выглядят менее рискованно, чем бумаги других нефтяных компаний. Во многом связано это именно со значительным объемом законтрактованных поставок в Китай — в случае появления новых проблем с экспортом российской нефти у «Роснефти» продолжат работать «китайские каналы».
По итогам прошлого года акции «Роснефти» подорожали на 62%, «Лукойла» — на 66%, «Газпромнефти» — на 84% при том, что Индекс Мосбиржи вырос на 44%.
Материал «Эксперт». Больше материалов на сайте expert.ru