В России всего три авторских театра классического балета — театр Бориса Эйфмана (Санкт-Петербург), театр Юрия Григоровича (Краснодар) и театр Наталии Касаткиной и Владимира Василёва (Москва). Касаткина и Василёв начинали как балетмейстеры Большого и Мариинского театров, а в семидесятых основали собственную школу. Ее характеризуют симфонизм, сочетание классического танца с элементами других пластических направлений, остро отточенная техника и порою — откровенный эротизм. Этот сезон, 57-ой, для театра стал юбилейным. Он посвящен грядущему 90-летию Наталии Касаткиной. Она последняя из больших советских балетмейстеров, кто еще не отошел от дел и продолжает активно репетировать и ставить новые спектакли.
— У нас всегда была двойная линия существования в балете: это классические спектакли и авторские, наши собственные, — рассказывает Наталия Касаткина, — Классические в своей редакции мы обычно не трогаем — все так, как сделали наши предшественники. Это хореографические шедевры, их трогать нельзя, мы все трепетно сохраняем и лишь проясняем драматургию для современного зрителя. Но самая главная линия нашей жизни — это наши авторские балеты. Их в нашем репертуаре — более 30. «Дон Кихот» — это классика. Мы только немного усилили комическую составляющую, это очень веселый и смешной балет. А «Сотворение мира» и «Дама с камелиями» — наши собственные авторские балеты, наша гордость, наши любимые спектакли.
«Сотворение мира» балетмейстеры поставили еще в 1971 году на сцене Мариинского, тогда Кировского театра. В главной роли Адама блистал Михаил Барышников. Балет на музыку Андрея Петрова и либретто Валентина Катаева стал буквально «открытием века» — после этого его ставили на разных сценах еще как минимум 60 раз. В самом Мариинском театре постановка выдержала 120 представлений, после чего возглавила репертуар Московского классического балета. Это балет-космогония, сочетающий, казалось бы, несочетаемые элементы: провокационную эротику и глубокий философский смысл, главные вопросы бытия и юмор, классический танец и современную свободную пластику. И музыка Андрея Петрова так же самобытна — в ней вступают в химическую реакцию академическая музыка, джаз и рок. «Сотворение мира» по праву считается флагманским балетом театра Касаткиной и Василева.
В отличие от него «Дон Кихот» — балет, на который не только можно, но и нужно приводить детей. Юные зрители от него просто в восторге. Темпераментные танцы, ритмичный стук кастаньет, потрясающие костюмы — спектакль переносит прямиком в солнечную Испанию. Искрящаяся музыка Людвига Минкуса и жизнерадостная хореография создают ощущение южного праздника. Постановщики усилили комическую линию в балете. Дон Кихот Ламанчский в нем предстает не трагическим олицетворением несбыточной мечты, но неким катализатором веселья, вокруг которого лихо закручивается сюжет, полный смеха, переодеваний, погонь, поцелуев и плутовства. А когда главная героиня Китри — исполняет свои знаменитые 32 фуэте, публика взрывается неистовыми аплодисментами!
И наконец «Дама с камелиями» — смелый эксперимент балетмейстеров, которые решились на неслыханное и поставили балет на музыку к опере. Как признавался Владимир Василёв, привезя новую постановку в Италию в честь столетия Джузеппе Верди, он был готов к тому, что труппу закидают помидорами и даже стульями. Но итальянцы приняли спектакль с восторгом! Как и зрители во всех других странах, где гастролировала труппа с этим балетом. «Дама с камелиями» — трагичная, но очень красивая история о печальной страсти. А «освобожденная» от пения музыка «Травиаты» предстает как совершенно новое произведение, дающее новые экспрессивные возможности самому понятному языку на свете — языку танца.
За свою историю театр воспитал более тридцати золотых медалистов международных конкурсов, пятерых лауреатов и двоих обладателей Гран-при Парижской академии танца. Сегодня труппа Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва насчитывает 75 артистов. Общий вес декораций к спектаклям составляет более 30 тонн, а количество костюмов превышает 4000.
Текущий, 57-ой, сезон театр открыл гастролями в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра, где четыре спектакля собрали абсолютные аншлаги. Затем труппа отправилась в Китай, а в конце сентября приедет в Сибирь. В течение всего года театр ждут спектакли по всей России и за рубежом. А завершат сезон юбилейные торжества на сцене Большого театра России, где будет показана, в том числе, премьера балета «Пушкин. Сны после жизни», посвященная юбилею и Наталии Касаткиной, и Александра Сергеевича Пушкина.
Программа «Большие гастроли» реализуется в рамках Всероссийского гастрольно-концертного плана Министерства культуры Российской Федерации и открыта для сотрудничества с профессиональным театральным сообществом во всех регионах РФ и странах ближнего зарубежья.